СОЮЗ МУЗЕЕВ РОССИИ официальный сайт

Опубликовано: 28.08.2018

видео СОЮЗ МУЗЕЕВ РОССИИ официальный сайт

Экспонат - основатель Художественно-исторического музея Козьмодемьянска

Музей был открыт 17 (30) октября 1910 г. Инициаторами его создания были члены Рыбинского отделения Ярославского естественно – исторического общества.



В составе первой общедоступной экспозиции были представлены материалы естественнонаучной коллекции В.С.Михалкова (1817 – 1900), владельца усадьбы Петровское.Художественная часть собрания сформировалась позже, в составе другого музея – художественно-исторического, образованного уже после революции в 1919 г. Значительное количество произведений искусства поступило в 1920-х гг. из национализированных окрестных дворянских усадеб: Иловна и Борисоглеб графов Мусиных-Пушкиных, Петровское дворян Михалковых, усадьбы Сосновец дворян Лихачевых, Тихвино-Никольское Тишининых. В 1920-1930-х гг. их дополнили произведения искусства из столичных собраний (коллекция народного искусства, собранная этнографической экспедицией Русского музея, группу предметов зарубежной керамики и фарфора из собрания Государственного Эрмитажа), коллекции ликвидированных Мышкинского, Пошехонского и Мологского музеев. Оба эти музея некоторое время существовали параллельно, а в 1927 г. объединились в один – Рыбинский краеведческий музей (1927 – 1959 гг).


Рублева впервые вывезли из России для обмена на Джотто

В 1959 г. связи с признанием большой художественной ценности коллекций изобразительного и прикладного искусства, музей из краеведческого был преобразован в Рыбинский историко-художественный музей (1959 – 1989 гг.). Начал создаваться отдел народного и декоративно-прикладного искусства.К концу 1980-х гг. появились новые перспективы развития музея и в 1989 г. он получил название Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1993 г. состоялся переезд музея в новое здание, построенное в 1910 – 1912 гг. архитектором А.Ивановым для новой хлебной биржи, открылись два филиала на правах отделов – мемориальный дом- музей академика А.А.Ухтомского (1990 г.) и музей Мологского края (1995 г.).

В настоящее время коллекция насчитывает более 120 тыс. экспонатов и отличается большим разнообразием.

Значительна коллекция зарубежного искусства – самая крупная в регионе. В ней выделяется раздел западноевропейской графики XVI - XIX вв.: работы мастеров Италии (Аг. Каррачи, О.Фиалетти, С. делла Белла, Дж.Б. Галеструцци), Нидерландов (Х.Гольциус, В.Сваненбург, К.Пасс), Германии (И.Майор, Х.В.Э.Дитрих), Франции (Р.Нантейль, Ж.Эделинк, К.Жилло, Ф.Буше) и Англии (Ф.Бартолоцци, Р.Ирлом, В.Грин). В разделе западноевропейской живописи наиболее полно представлены нидерландская, французская, немецкая и итальянская школы. Особого упоминания заслуживают произведения Б.Бренберга, Я.ван Хейсума, М. де Хондекутера, Х. ван Хове и А.Эдельфельта. В разделе западноевропейской скульптуры XVIII - XIX вв. выделяются работы П.Ф.Томира, Клодиона, А.Л.Бари, К.Фратэна.Коллекция зарубежного прикладного искусства включает образцы продукции ведущих керамических центров Европы: майолики Фаэнцы, Губбио, Урбино, Кастелли, Савоны и Генуи ХVI - пер. пол. XVIII вв.; полуфаянсы Авона кон. XVI - XVII вв.; фаянсы Руана, Делфта, Стратсбурга кон. XVII - XVIII вв.; образцы немецкой керамики, Веджвуда. Художественный фарфор представлен изделиями Мейсенской и Севрской (XVIII - нач. XIX вв.), Берлинской (XIX в.), Нимфенбургской и Копенгагенской (кон. XIX - нач. XX вв.) фарфоровых мануфактур. В разделе керамики стран Востока выделяются китайский фарфор эпох Цин и Мин, предметы японской керамики Сацума и Банко, образцы персидской и туркестанской керамики XIII, XVI - XIX вв. Среди предметов художественного стекла - изделия венецианских мастеров конца XVII-XVIII вв., силезское и богемское стекло XVIII - XIX вв. Есть ценные образцы художественной обработки металла, мебель, дальневосточная резная кость, ткани, нумизматика.

Русская православная культура представлена коллекциями меднолитой пластики XI - XIX вв., книг кириллической печати XVII - XIX вв., иконописи, включающей как образцы древнерусского искусства XVI - XVII вв. (“Спас оплечный”, “Видение Иоанна Лествичника со сценами жития”; “Богоматерь Киккская” кисти Леонтия Тюменева), так и многочисленные произведения XVIII - нач. XX вв. Изделия в технике финифти, резьбы по дереву.

Собрание русского изобразительного искусства дает полное представление о развитии последнего в ХVIII – XX вв. Портретная живопись XVIII в. включает работы и ведущих мастеров этого жанра (И.Я.Вишняков, Ф.С.Рокотов, К.Л.Христинек), и менее известных авторов (Н.Абхази, Е.Д.Камеженков), и провинциальных художников (А.Чащин, И.В.Шляхтенков). Первая половина XIX в. наряду с работами Ф.М.Матвеева и А.Г.Варнека представлена яркими образцами т.н. “купеческого портрета” (И.В.Баженов, И.В.Тарханов). Творчество мастеров середины - второй половины XIX в. представлено работами И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, В.В.Верещагина, К.Е.Маковского, А.А.Харламова, И.И.Шишкина. В коллекции русской живописи нач. ХХ в. - произведения С.Ю.Жуковского, П.П.Кончаловского, И.И.Бродского, собрание работ И.С.Далматова. Послереволюционный период представлен работами Р.Р.Френца, З.Н.Серебряковой, К.Н.Бритова, А.В.Учаева, местных художников (В.В.Трамзин, В.В.Тулин, Н.Д.Малафеев).В коллекции русской графики XVIII-XX вв. - произведения А.Н.Бенуа, В.И.Гау, И.Н.Крамского, В.В.Пукирева, И.Е.Репина, Н.Е.Сверчкова, Г.И.Семирадского, Н.К.Рериха, С.В.Чехонина, гравюры П.Пикарта, Е.П.Чемесова, Г.И.Скородумова, И.И.Шишкина. В разделе современной графики многочисленны работы рыбинских художников: от 20-х гг. (П.Т.Горбунцов, Т.И.Миссарин) до наших дней (М.П.Соловьев, С.В.Стукалин, В.А.Цаплин); выделяется значительное собрание работ Кукрыниксов, подаренное музею одним из авторов - Н.А.Соколовым.

В собрании русского прикладного искусства XVIII-XIX вв. наиболее значительны коллекции фарфора (изделия ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Батенина, продукция небольших заводов – в том числе местного, в п. Песочное) и стекла (изделия ИСЗ, завода Бахметева, в т.ч. А.И.Вершинина).

Художественная и историческая части коллекции во многом взаимосвязаны. В собрании сложились значительные комплексы поступлений из усадеб Михалковых, Мусин-Пушкиных, Лихачевых, включающие наряду с документами и бытовыми предметами XVIII - XIX вв. и уникальные произведения искусства - фрагменты художественных коллекций, портреты из усадебных галерей.

Произведения народного искусства (пряничные доски, прялки, предметы народного костюма) в значительной степени составляют коллекцию изделий крестьянского быта XVIII - нач. ХХ вв.

Коллекции по истории города и края, персональные фонды земляков включают документы, фотографии, предметы быта и прочее.

Фонд археологии, пополняемый материалами из археологических раскопок домонгольского поселения Усть-Шексна, расположенного на территории современного города включает предметы деятельности человека на территории края, начиная с древнейших времен.В коллекции по палеонтологии и природе края; чучела животных и птиц, ископаемые формы растений и животных. Среди последних специалисты выделяют отпечатки древних папоротников и плаунов, ископаемые остатки головоногих моллюсков (аммониты и белемниты), а также других древних беспозвоночных, отпечатки рыб, череп панцирноголового земноводного (тоозуха), части скелета мамонта, черепа первобытных бизонов и шерстистого носорога.

Музей занимает 4 исторических здания. Основные экспозиции размещены здании бывшей Новой биржи, построенном в 1912 году по проекту московского архитектора А.В.Иванова в затейливом нарядном “русском стиле”, и части здания Хлебного или Мучного гостиного двора, возведенного в конце ХVIII в.– 1870-е гг.

Отделы музея: 1) Мемориальный дом-музей академика А.А.Ухтомского в мемориальном доме, принадлежащем семье Ухтомских. 2) ”Музей Мологского края” – в часовне бывшего подворья Мологского Афанасьевского женского монастыря.

Основные экспозиции:Экспозиционные залы отражают темы по истории края, рассказывают о природе средней полосы России, знакомят с художественными коллекциями. Тематический материал представлен следующим образом: "История создания Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника", "Археологическое прошлое края", "Рыбная слобода в XVII-XVIII веках", "Рыбинск в XIX век", "Быт рыбинцев в XIX веке», "Художественные коллекции в собрании музея: живопись, керамика, фарфор, художественный металл, мебель и др.".

В музее постоянно работают 2-4 сменные выставки из собственных фондов или привозные, в основном художественного характера. 

Контактная информация

Директор Черкалин Сергей Дмитриевич, (4855) 28-38-89, [email protected]

Главный хранитель Смирнова Наталья Геннадьевна, (4855) 28-39-26, [email protected]

Заместитель директора по науке Овсянников Сергей Николаевич (4855) 22-28-78, [email protected]  

Автономные отделы:

Отдел «Музей Мологского края имени Н.М.Алексеева» - (4855) 295 – 393

Отдел «Мемориальный  дом-музей ак. А.А.Ухтомског»  - (4855) 262 -469

rss