Home News

«Самый запоминающийся момент — оказаться внутри шукшинского текста»

24.08.2018

По российским городам путешествуют мультижанровый проект «». Серия выставок, лекций и кинопоказов предлагает пересмотреть отношению к главному алтайскому писателю, сделав его не абстрактным памятником самому себе, а своеобразной «точкой сборки» для современного творчества.

Создатели проекта получили от государства грант и повели в село Сростки художников. На родине Василия Макаровича они должны были вдохновиться окружающей атмосферой в специально созданной для них арт-резиденцией

— Название проекта «Палитра героя» отсылает нас ко временам «оттепели», в критическую точку нашей истории конца 50-х — начала 60-х годов прошлого столетия, в период формирования творческой личности Шукшина. В драматургии этих слов просвечивает образ “сочинения на заданную тему", обладающий обязательным и одновременно свободным выбором в прочтении, — поясняют организаторы. — Термин «палитра» позволяет рассматривать творчество Шукшина в органике визуальных художественных стратегий, "как смешение красок”, как интегральный инструмент культуры. Феномен «героя» в этой системе превращается в сложный ряд персонажей автора, начиная от деревенского чудика и завершаясь образом народного героя — Степана Разина, желающего принести людям новое существование, построенное на свободном волеизъявлении: «Я пришел дать вам волю».

В 2018 году выставку можно увидеть в Москве, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле, Уфе и других городах России.

Художница Анастасия Кузьмина :

— Я приехала в Сростки уже с готовой идеей: сделать видеоперформанс, планировала осуществить поход к памятнику Василию и уговорить его встать. Когда мы приехали в Сростки, выпало очень много снега, и этот был именно тот день, когда обещали хорошую погоду. Светило солнце и несмотря на сугробы по колено, я решила отправиться к памятнику Василию, куда не вела ни одна тропинка. Дорога заняла у меня час, это было серьезное испытание. Но все было к лучшему, потому что к моменту, когда я забралась на гору, я достигла необходимого состояния, чтобы уговаривать его подняться и пойти вместе со мной.

Ещё у меня была идея снимать жителей Сросток, делать их портреты. Но приехав в резиденцию, я поняла, что хочу снимать их с животными. Мне показалось это интересным с точки зрения разных состояний человека и животного в тот момент, когда они находятся в одном видеокадре.

Художник Леонид Тишков :

— Василий Шукшин мне хорошо знаком. Я хорошо помню первую книжку его рассказов. Когда Шукшин стал популярным, я уже был художником. Поэтому мне всегда было интересно его видение мира. И оно было похоже на мое видение тоже: его родина Алтай, моя — Урал, а это места сказок, укорененных людей, людей в земле. Василий Шукшин для меня — это образ человека земли, человека русского. И мне важно даже не перечитывать или пересматривать его, а важно то, каким я представляю себе Шукшина.

Для меня он уже слился с образом русского народа и со мной тоже, с моей жизнью, с моими воспоминаниями. Иногда я вспоминаю его произведения, его образ в кино и приписываю ему то, чего он и не говорил, не писал. Как для художника, для меня важна именно мифологическая оставляющая образа Шушкина

Художник Наталья Гриценко :

— Идея моего проекта была в том, чтобы собрать разговоры: о чём говорят в Сростках, о чём сплетничают в Сростках. Потому что в произведениях Шукшина очень большую роль играет сама речь, ткань живой речи. И эту живую речь я обязательно хотела взять в свои работы. В резиденции я занималась тем, что неделю заходила к людям в дома и говорила: «Привет! Я Наташа, художник из Москвы. Можно я залезу к вам в душу?». По сути, это было что-то такое. Люди пускали меня, усаживали пить чай и есть пироги, и мы разговаривали. Я в это время делала быстрые наброски, зарисовки и записывала, фиксировала то, о чём они говорят. И вся неделя была сбором материала.

Больше всего в резиденции меня поразило то, что Сростки — это такая чашка Петри, накрытая куполом шукшинского мифа.

Самый запоминающийся момент для меня был — когда я оказалась буквально внутри шукшинского текста «Рассказ о самоубийце». На встрече с жителями ко мне обратился пожилой мужчина, пригласил в гости, сказал, чтобы я обязательно приходила одна, и что он самодеятельный художник, и он хочет спросить у меня совета, потому что ему не с кем здесь поговорить об этом. Он пишет пейзажи, пишет акварелью. Он рыбак и ему было интересно, как вода меняет цвет. Так он и начал этим заниматься. С меня сошло семь потов, когда я готовилась туда идти, потому что это суровый пожилой человек, а я молодая девчонка из Москвы. Ну, я собралась и дала профессиональный комментарий и совет. Это был очень сложный для меня момент. И я буквально оказалась внутри рассказа со схожим сюжетом, когда к самодеятельному художнику приходит художник опытный, из союза, и даёт какие-то комментарии к его работам.

* * *

Настя Кузьмина, «Вася вставай!»

Леонид Тишков, «В горнице моей светло»

Наталья Гриценко, «Свидетельствую»

Виталий Афанасьев «...multiSHUKSHIN»

rss