Home News

ПЕНИЕ И РЕЗОНАНС. ВЫСОКАЯ ФОРМАНТА. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФИЗИОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

23.12.2018

видео ПЕНИЕ И РЕЗОНАНС. ВЫСОКАЯ ФОРМАНТА. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФИЗИОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

Как научиться петь? - Тембр звука и резонанс

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ВАМ СТАТЬ ПЕВЦОМ (ПЕВИЦЕЙ): Любая школа (будь то пение , борьба или другой вид спорта или искусства) стремится к какому-то недосягаемому пределу. Нужно сказать, что вокал соединяет в себе спорт и искусство. Хотя не так давно, слушая выступление одного знаменитого боксера, я услышал, что только тот спортсмен достигает настоящих результатов в боксе, у кого спорт становится искусством. И это понятно. В любом деле нужно стремиться к совершенству. Наибольших результатов достигают восточные учителя, т.к. у них это уже не просто спорт или искусство, а жизненная философия. 



Я постараюсь вкратце обрисовать Вам сейчас ту жизненную философию, которая объяснит Ваше неодолимое желание петь. Ведь это желание возникает у людей совершенно разных. Это не зависит от образования или воспитания, от степени благополучия или возраста и других жизненных условий. Что же заставляет людей все бросать и, отказывая себе во многом, стремиться к какой-то непонятной цели –учиться красиво петь? Как это ни странно, но объяснение можно найти в ИНДИЙСКИХ ВЕДАХ. Если Вы пройдете по этой ссылке, то сможете посмотреть очень интересный фильм о Ведах. Но вкратце суть в том, что жизнь на земле делится на 4 эпохи. В каждую эпоху можно очищать душу и приближаться к совершенству различными способами. К нашему великому сожалению, мы живем в эпоху, которая называется КАЛИ ЮГА. Это, как сказано в Ведах, эпоха, когда к власти приходят ВОРЫ. В эпоху КАЛИ ЮГИ не помогают ни молитвы, ни жертвоприношения. ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО МОЖНО ХОРОШЕГО ДЕЛАТЬ В ЭТУ ЭПОХУ - ЭТО ИЗДАВАТЬ КРАСИВЫЕ ЗВУКИ. Интересно, правда?


Как петь правильно, назальность и назальный резонанс – Урок 2 / Перевод New York Vocal Coaching

Теперь понятно, почему появляются люди, которые заработали кучу денег, но готовы все бросить, чтобы просто петь. И понятно, по какому принципу появляются фанаты пения. Просто на каком-то этапе развития души люди начинают интуитивно чувствовать, что не могут не петь. И это не зависит ни от чего, кроме степени созревания их собственной души. Это моя точка зрения – я ее никому не навязываю, но на моих глазах происходили удивительные вещи. Мой ученик начал петь, потерял все, что имел, но стал счастливым человеком. А благополучие опять приходит, но уже в другом качестве. Я не случайно пишу лирическое отступление именно в этом месте.


Урок вокала.Резонаторы и резонанс.Упражнение-распевка от друга Фархада из Баку

Следующее упражнение должно помочь вам соединить верхние и нижние резонаторы. Представьте себе скрипку или гитару. Там есть точный аналог верхних и нижних резонансных полостей человеческого тела. Нижняя – широкая часть – это грудная клетка, верхняя – это голова (гайморовы и лобные пазухи). Та часть, которая чуть уже и соединяет эти две резонансные полости – аналог человеческого горла. Вот это  - самая слабая сторона человеческого инструмента. Для наиболее полноценного соединения резонансных полостей она должна быть короче и шире, а на деле получается не всегда так. Во-первых, природное строение у всех разное. (Вспомните строение тела наиболее знаменитых теноров прошлого – Карузо и Джильи. Да и современный Паваротти – они все похожи. Чем? Я думаю, вы уже ответили на этот вопрос). Во-вторых, когда Вы начинаете петь, не владея дыханием и не зная, как это правильно делать, вы начинаете искать решение своих вокальных проблем во рту и в горле. А это как раз то, чего делать категорически нельзя. Т.к. вы вольно или невольно перекрываете то отверстие, которое соединяет два вышеописанных резонатора. Как же этого избежать? Буддисты предлагают обучение извлечению звуков – вы уже наверняка неоднократно видели, как они это делают, пропевая что- то вроде ХМММММММ. И действительно, звучит и грудной и головной резонатор, и что самое важное они звучат одновременно, т.е. соединены. Кстати, если Вы пройдете по ссылке ОКО ВОЗРОЖДЕНИЯ - ДРЕВНИЙ СЕКРЕТ ТИБЕТСКИХ ЛАМ http://www.zadornov.net/zadorniesovety/, то попадете на сайт Михаила Задорнова, где рассказывается не только о том, как в 80 лет выглядеть на 40, (или можете прочесть по ссылке: http://bookz.ru/authors/piter-kelder/kalderpiter01/1-kalderpiter01.html), но и о том, что для этого пользоваться нужно парадоксальным дыханием – интересно, правда? Мне Михаил Задорнов представляется духовно очень продвинутым, я обожаю его концерты, хотя они небезопасны – один раз из БКЗ я вышел чуть живым от смеха (даже представить не мог, что такое возможно). Я все ждал – не запоет ли? И дождался – на концертах 2008 года он начал петь. Удивительно. Но у буддистов цель – массовое обучение. У вокалистов есть возможность заниматься индивидуально, поэтому я постараюсь объяснить, как же использовать резонаторы, более подробно. С нижними резонаторами проблем нет, каждый может заставить гудеть свою грудную клетку, как пустую бочку. С верхними - сложнее. (Опять оговорюсь, это не относится к тем счастливчикам, которых Господь Бог поцеловал в Голосовые Связки и благословил на пение ). 

Упражнение 4:

Вы уже умеете дышать и управлять низом живота.

Откройте рот и вдыхайте воздух через нос в низ живота. Ощущайте холодок, который идет по задней стенке горла. Гортань при этом может чуть-чуть приспуститься. Потом зафиксируйте вдох буквально на секунду, и ничего не меняя во рту и горле, резко выдохните воздух низом живота в то место, где ощущали холодок. Вы услышите, как обычный воздух, попав в резонаторы, усилился, как будто вы дунули в микрофон. А теперь представьте себе, насколько усиливается и приобретает объем звук, попавший туда. Это и есть Ваши ВЕРХНИЕ РЕЗОНАТОРЫ.

Упражнение 5:

Первый звук издаете по буддистской методике (ХМММММММММ) примерно на ля-бемоле (зависит от вашего голоса). И на легато спускаетесь по полутонам, по 4 полутона в ряд. Старайтесь, чтобы звук был без малейших примесей. На этом упражнении можно почувствовать, как вы ласкаете себя изнутри по горлу воздухом и звуком. У вас появится стимул перенести эти ощущения на весь процесс пения на всем диапазоне. Звук при этом почти инструментальный. Басы могут добиться на этом упражнении виолончельного звучания и т.д. Повторять его постепенно опускаясь ниже до своего нижнего предела.

Упражнение 6:

Начинаете то же упражнения с той ноты, на которой закончили предыдущее, но уже открыв рот. При этом звук должен остаться на месте – в резонаторах. Поднимаетесь до ре бемоля (сопрано, тенора).

Упражнение 7:

Начинаете с си бемоля (сопрано, тенора). Поете интервал вверх – большая терция, как это показано в видео приложении. Главная задача спеть ноту, которая выше так, чтобы было ощущение, что вы поете ее вниз.

1) Си-бемоль – ре – си-бемоль – фа – ре – си- бемоль.

2) Си – ре-диез  – си – фа-диез – ре-диез – си. Теперь интервал увеличиваем: 

3) Соль – ми –до – соль – ми – до.

Причем все время следим, чтобы звук не форсировался. Граница, на которой нужно петь, проходит между прямым и вибрирующим звуком. Это как раз та самая мера дыхания, о которой так много все говорят, но почему-то никто не говорит о том, что я выделил крупным шрифтом. Нужно следить, чтобы звук был в то же время очень натянутым (не отпущенным). Это очень трудно объяснить, но надеюсь, что в видео приложениях это будет более понятно. Т.е. каждый звук должен быть таким, что если Вас попросят перейти с него на кварту (например) выше, для вас это будет не трудно сделать без дополнительного вдоха. Когда Вы дойдете наверху до соль (сопрано, тенора) – не останавливаясь и не беря вдоха, возьмите самую верхнюю ноту своего диапазона (например, ре-диез). Если получилось, то возможно, вы делаете все не так плохо.

Я могу описать много упражнений, которые нужны для выравнивания гласных и т.п. Но они уже описаны в литературе, и не хочется тратить пока на это время. Дальше я буду писать по мере возникновения новых идей или проблем моих учеников, которые мне подскажут, что может быть еще интересно и полезно.

Хочу лишь упомянуть о наиболее часто встречающейся проблеме. Почти никто не умеет петь чистый звук АААА. Если у вас та же проблема, значит, вы уже что-то намудрили у себя во рту или горле. Стараясь найти темное или «крытое» звучание, и не зная, как это правильно сделать, вы ушли в сторону от правильного вокала. И теперь Вам предстоит дополнительный нелегкий труд, чтобы вернуться на «развилку, где вы не туда свернули».

 

rss