Home News

Малеровское воскресенье на фестивале Musikfest Berlin

28.08.2018

Зубин Мета. Фото – Kai Bienert / пресс-служба фестиваля Musikfest Berlin

В Берлине продолжаются концерты международного музыкального фестиваля Musikfest Berlin. Воскресный день был посвящен симфониям Густава Малера.

На сцене Большого зала филармонии утром выступил оркестр Берлинского Концертхауса под руководством Ивана Фишера.

В программе концерта принял участие известный французский контратенор Филипп Жарусски. В сопровождении оркестра он исполнил вокальный цикл «Сонеты Луизы Лабе» французского композитора и дирижера, продолжателя традиций спектральной и пространственной музыки Марка-Андре Дальбави.

Каждый из сонетов французской поэтессы эпохи Возрождения обрамляли небольшие оркестровые ритурнели, характеризующие настроения каждого из сонетов. Парящий тембр голоса Филиппа Жарусски как нельзя лучше подходит для этого сочинения, настолько органичным оказалось его чудесное пение, вплетенное в кружево оркестрового аккомпанемента.

Продолжила концерт Седьмая симфония Густава Малера, одно из примечательных живописных полотен австрийского композитора. Каждая из частей этой масштабной фрески вызывает ассоциации с полотнами Рембрандта и картинами импрессионистов.

Иван Фишер добился от оркестра плотного и качественного звучания, особенно это было заметно в первой части цикла – лихорадочном Allegro, полного смятения и внутреннего натиска. Контрастным обрамлением смежных частей симфонии – Nachtmusik, чудесных по красоте музыки ноктюрнов, стало скерцо, сопровожденное авторской ремаркой Schattenhaft («игра теней») – вечное perрetuum mobile (немецкий оркестр здесь был предельно внимателен к тембровой палитре красок и нюансировке).

Во второй половине сентября Иван Фишер продирижирует Седьмую симфонию Густава Малера с Будапештским фестивальным оркестром на фестивале Бетховена в Бонне.

Вечером того же дня в Берлинской филармонии на смену Ивану Фишеру вышел еще один вдохновенный интерпретатор малеровских симфоний, маэстро Зубин Мета. Вместе с музыкантами Израильского филармонического оркестра он сначала представил на суд публики Камерную симфонию № 1 Арнольда Шёнберга, а затем – Девятую симфонию Малера, музыку которой критики часто сравнивают с явлениями потустороннего мира.

В январе 1907 года врачи обнаружили у композитора порок сердца и рекомендовали ему вести более размеренный образ жизни. Малер же ощущал неумолимое приближение смерти, что явно не могло не отразиться в музыке Девятой симфонии.

В трактовке Зубина Меты Девятая Малера стала своего рода квинтэссенцией пройденного человеком земного пути со всеми его радостями и страданиями, чаяниями и надеждами. В каждой ноте этого произведения выражена страстная любовь к жизни и всему живому на земле. Зубин Мета был предельно скуп на дирижерские жесты и необычайно аристократичен за пультом. Израильский филармонический оркестр с его насыщенным звуковым балансом чутко следовал воле музыканта.

Малер доказал величественным финалом Девятой, что душа человека гостит в небесной обители, сам же он покидает землю, но обретает бессмертие. И это было ясно в сотворенном Метой финальном Adagio – «инструментальном реквиеме». Гениальная музыка, наполненная глубочайшим покоем и умиротворением, вызвала у многих слушателей печаль и слезы.

Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru

rss