Home News

Константин Иванов: От качества инженерного образования зависит будущее России

06.09.2018

видео Константин Иванов: От качества инженерного образования зависит будущее России

Разведопрос: Эльдар Муртазин про Android O, закон Яровой, противостояние Samsung и Apple

Констинтин Михайлович, до 90-х Военмех был достаточно закрытым учебным заведением. Что изменилось с тех пор? 


Почему Китай сделали глобальной фабрикой? (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)

Система образования, сложившаяся в СССР – была одной из лучших. Это признают и на Западе. Но в любом случае ее нужно было менять. В 90-х либерализация коснулась и образования, которая началась с предоставления самостоятельности вузам в выборе некоторых дисциплин. 

Вариативность придала гибкость образовательной системе

Учебный план был разбит на три составляющих: обязательный для всех федеральный компонент, региональный и вузовский. Так в вузах появились новые дисциплины. Мы не дошли до такой степени вариативности, и вряд ли дойдем, когда студент сам составляет себе учебную программу, набирает виды и объемы дисциплин, но вариативность придала гибкость образовательной системе.

Это российский или международный тренд?

Это общеевропейский тренд, при этом в разных странах свое соотношение обязательных и выборных дисциплин. На этой волне Военмех изменил и расширил свою программу. Если до этого мы были ориентированы исключительно на оборонную промышленность, то с 90-х занялись технологиями двойного назначения, которые могли быть применены и в гражданских отраслях. 

Другой особенностью 90-х было усиление гуманитарной направленности в технических вузах. Официально с высоких трибун было заявлено, что российская образовательная система пересыщена техническими дисциплинами. В то же время преподавание гуманитарных, управленческих дисциплин не соответствовали международному уровню. В связи с этим стали открываться новые кафедры. Так в Военмехе появилась кафедра культурологи – первая в технических вузах. 

Позднее она поглотила три традиционные кафедры – научного коммунизма, истории партии и политической экономики – и была преобразована в кафедры политологии и глобалистики, экономики, промышленного менеджмента. 

На этой волне институты стали переименовываться в университеты, непрофильные вузы выпускать юристов, экономистов… 

Вариативность и гуманитаризация – важные элементы реформирования российского высшего образования, но это не всегда делалось правильно. Так, исходя из западных стандартов, появились модные надуманные дисциплины, не подкрепленные качественным преподаванием. 

Военмех не стал широко заниматься подготовкой специалистов-гуманитариев. Гуманитаризация вуза нашла свое отражение в более широкой инженерной подготовке. Из гуманитарного блока выпускающей стала только кафедра экономики, созданная на базе организации производства в оборонном комплексе.

У нас сложились пять гуманитарных кафедр: иностранных языков, экономики промышленности, менеджмента и управления, политологии и глобалистики, кафедра философии. Все кафедры тесно связаны с проблемой безопасности и в этом аспекте являются сильнейшими.

Процесс изменения системы образования в определенном смысле предопределен

Я считаю, что процесс изменения системы образования в определенном смысле предопределен, неизбежен, он отражает происходящую во всем глобализацию, когда дисциплины становятся комплексными, а научные направления – междисциплинарными. 

Вместе с тем, нужно быть начеку. Широта охвата предмета – это хорошо, но до определенного момента, а дальше – снижение качества образования. Не следует переходить за грань, когда междисциплинарность ослабляет знание конкретной дисциплины и качества обучения в целом.

Как именно?

Например, специалисты в узких сферах знаний физики намного квалифицированнее специалистов в области общей физики. С другой стороны, знания общей физики позволяют подойти к решению задачи системно. 

В 2000-х к вариативности и гуманитаризации высшего образования прибавилось введение уровневости (ступенчатость) – бакалавр, магистр, специалист. Это тоже международный стандарт. Например, в США вузы инженеров не выпускают. Там бакалавров доучивают до инженеров непосредственно на предприятиях. 

Ситуация стабилизировалась или процесс реформирования продолжается? 

Мы находимся в стадии завершения реформирования системы, нас немного еще потряхивает, но принципиальные изменения уже завершены. Новый закон об образовании как бы подвел итоги и закрепил все эти изменения. 

rss