Атрибуция музейного предмета
06.09.2018
«Основной состав»: Н.Г. Прохоров, выпуск 7
Атрибуция - это установление автора, времени и места создания художественного произведения, памятника истории и культуры или документа. При этом исследователь опирается на анализ стиля, техники, материала, сюжета, манеры и пр., а также привлекает дополнительные сведения. Чем шире круг прямых и косвенных данных, тем точнее атрибуция. Атрибуциейтакже называется и приписывание (доказательное или спорное) произведения какому-либо художнику или же установление какого-то лица, изображенного на портрете. Музейная атрибуция - описание предмета музейного значения по определенным, установленным правилами параметрам - признакам предмета[4].
Основные требования, предъявляемые к атрибуции, - это умение четко, ясно, отмечая характерные особенности и детали, без личностно-эмоционального отношения составителя так описать предмет, чтобы его можно было бы представить не видя[5].
При атрибуции музейных предметов из дерева или других материалов, необходимо обратить внимание и отразить в описании следующие параметры:
1. Название предмета.
2. Инвентарный номер, шифр.
3. Источник поступления (известен или нет).
4. Подлинность (подлинник или копия).
5. Наличие легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и т.п.).
6. Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному с учетом орфографии и пунктуации подлинника).
7. Материалы.
8. Техника исполнения, способ изготовления.
9. Размеры (указываются в сантиметрах; длина, высота, ширина, глубина, диаметр и т.п.).
10. Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей).
11. Краткая характеристика предмета {собственно его описание, в которое могут входить и пункты 10, 12 -14).
12. Стилистические особенности (особенно важно для произведений искусства).
13. Назначение предмета.
14. Время и место создания. (Иногда точно дата неизвестна, тогда и надо сделать собственно атрибуцию — установить дату создания по стилистическим особенностям и косвенным данным).
15. Авторская принадлежность.
16. Социальная принадлежность.
17. Этническая принадлежность.
18. Принадлежность конкретному лицу (важно для мемориального предмета).
19. Сохранность.
Рекомендации:
тексты не должны быть описательными и содержать эмоциональные характеристики, предположения;
описание предмета часто путают с его состоянием, сохранностью;
следует знать терминологию: сохранность полная, неполная, утраты, заломы, надрывы, пятна, утрата титульного листа и т.д.;
следует назвать возможный источник поступления - экспедиция, дар, закупка и т.д.;
наименование материала всегда начинается с существительного в именительном падеже: рукопись черновая, нож солдатский, кольцо для салфеток, подставка для столового прибора, перочистка, чернильница и т.д.;
материал и техника изготовления приводятся также в именительном падеже: бумага, картон, масло, черные чернила, печать, штамповка, дерево, металл, серебро, травление, камень, резьба по камню, кожа, ткань и т.д.;
размер дается в сантиметрах для листового материала (рисунок, рукопись, документ, афиша, фотография и т.д.) обязательно сначала по вертикали, затем по горизонтали[6].
Ниже представлен фрагмент из паспорта реставрации одного из предметов из коллекции Архангельского музея заповедника:
Скульптура из дерева, ларцы большого размера, прялки и т.п. предметы хранятся на стеллажах или на полках, покрытых линолеумом или пластиком. Деревянную резьбу, фрагменты домового декора, царские врата и т.п. крупные предметы лучше хранить развешанными на стендах с упором на специальные подставки. Предметы небольшого размера: утварь, посуда, игрушки и т.д. хранятся в застекленных шкафах. Кареты хранятся на колодках. Мебель хранится в стеллажах, разделенных на 2 яруса (в первомярусе - крупные, громоздкие и тяжелые предметы). Рамы картин хранятся в стеллажах с разделителями (тип стеллажа, применяемого для хранения масляной и темперной живописи).Недопустимо передвигать предметы мебели, в особенности тяжелые, непосредственно по полу, во избежание поломки ножек и перекашивания каркаса. Не следует также переносить мебель, приподнимая за отдельные хрупкие части (спинки, локотники и т.п.).Ножки мебели, не имеющие роликов, должны быть подклеены байкой.От механических повреждений страдают, главным образом, тонкие,хрупкие части разных работ, точеных предметов, позолота с левкасом иблестящая поверхность полированных предметов.Инкрустированные и наборные предметы, украшенные драгоценнымипородами дерева, костью, перламутром, металлом и др., следует особеннотщательно оберегать от резких толчков при их перемещении.Отпавшие части предметов необходимо завернуть, снабдив запиской суказанием, к какому предмету и к какой его части они относятся, исохранить до возможности реставрации, привязав суровой ниткой кпредмету[7].Для защиты от пыли и света мебель следует хранить в чехлах.Загрязненные чехлы должны регулярно заменяться чистыми. Мебель,находящаяся в экспозиции, расчехляется только на период открытия заловдля посетителей. В помещениях с повышенной влажностью хранение мебели под чехлами не допускается, т.к. ткань, впитывая атмосферную влагу, может способствовать дополнительному увлажнению и деформации дерева.Удаление пыли с деревянных предметов, в том числе полированных, срезьбой, позолотой, полихромной росписью, производится только мягкимифлейцами с обернутой марлей обоймой при одновременном использованиипылесоса. Наконечник пылесоса должен иметь мягкую насадку, которая недолжна касаться поверхности предмета. Удаление пыли тряпками,подушечками из замши не допускается. Ветхую и поврежденную обивкумебели чистить пылесосом не следует. Удаление пыли с обивки производится пылесосом с насадкой в виде щетки с мягким волосом, которая должна касаться очищаемой мебели легко, без нажима.Сквозное проветривание в местах хранения предметов из дерева недопускается.
Просмотров: 3162
Вернуться в категорию: Декор