Home News

Алексей Айги: «Новая музыка может стряхнуть пыль со старого кино»

28.08.2018

Алексей Айги. Фото – Максим Шеметов

Композитор-киноман — о работе над фильмами Барнета, Медведкина, Ланга и концерте в память Сергея Курёхина.

В Большом зале Московской консерватории композитор Алексей Айги и ансамбль 4’33’’ озвучат немой шедевр советской киноклассики — картину Бориса Барнета «Дом на Трубной».

Во втором отделении концерта прозвучат новые произведения, написанные ко дню рождения коллектива. Затем музыканты переедут в Петербург, где дадут концерт в зале «Эрарта».

— Вы помните, когда впервые взялись озвучивать старый фильм, выступив в роли нового тапера?

— Это было в 1995–1996-м, фестиваль «Берлин–Москва». Немецкий Институт имени Гёте предложил программу «Немое кино — живая музыка». В то время для нас это была абсолютная диковинка.

Джазовый критик Дмитрий Ухов посоветовал немцам меня и Антона Батагова, я, конечно, сразу схватил самый сложный и длинный фильм — «Метрополис» Ланга, совершенно не понимая, что с ним делать. Вроде справился, хотя это была одна из самых сложных работ в моей жизни.

Репетировали мы в квартире у композитора Паши Карманова, который в то время с нами играл, партии я дописывал буквально в метро. До сих пор не понимаю, как мы смогли это сыграть. Ту партитуру я давно хочу восстановить, но времени совсем нет.

— С проектом «Немое кино — живая музыка», созданным по заказу Госфильмофонда и «Первого канала», вы проехали по всей стране. Как принимали?

— Принимают хорошо. Конечно, в этом заслуга замечательных лент Барнета, Медведкина, Ланга. Нельзя сказать, что мы делали какие-то глобальные туры, но действительно добрались аж до Сахалина. Это, конечно, российской публике немного в новинку, но в последние годы с немым кино работают все подряд, так что ситуация меняется.

— Для вас важен именно полный саундтрек к «Дому на Трубной»? Почему было не сделать большой концерт Алексея Айги и ансамбля 4’33”, включив туда кинофрагменты?

— Это предложение консерватории — сделать в таком академическом зале программу с немым кино. К тому же Год кино на дворе, хотя это и незаметно (смеется). Фильм «Дом на Трубной» мне действительно дорог.

Во-первых, гениальная картина. Во-вторых, именно работая над ней, я нашел многое из того, что стал делать впоследствии с группой как на концертах, так и в фильмах.

Ну и благодаря одной из тем этого фильма Валерий Тодоровский, с которым мы потом плодотворно работали, убедился, что я могу делать достаточно жизнерадостную музыку, а то при первой встрече я завалил его кассетами с чем-то очень странным (смеется).

— Озвучание такого фильма, вероятно, сродни созданию ремикса на изначально хорошо сделанную песню — велика вероятность испортить исходный материал. В чем особенность работы над старыми фильмами? 

— Здесь как бы больше свободы, но только «как бы». Я стараюсь быть аккуратным с немыми фильмами, все-таки это настоящие шедевры, а мне не очень хочется портить классическую картину. Я повидал довольно-таки много музыкантов, самовыражающихся под какой-нибудь немой фильм. Остальное — детали.

Где-то надо строго следовать стилистике того времени, где-то можно позволить себе более современный саунд. Главное, что новая музыка может дать новую жизнь старой картине, стряхнуть с нее пыль.

— Пару лет назад вы сделали проект на музыку Сергея Курёхина. Последует ли продолжение?

— Курёхинский проект получился очень удачным. Очень рад, что люди, близко знавшие Сергея, работавшие с ним, высоко его оценили. Планируем выпустить эту программу на диске и DVD. Ну и если всё сложится, то 9 июля, в день 20-летия ухода Сергея, мы снова выступим в Московской консерватории, курёхинской музыки неигранной еще много, но и работы много — расшифровка, оркестровка…

***

Немая лента «Дом на Трубной» снята в 1928 году режиссером Борисом Барнетом по сценарию Николая Эрдмана и Виктора Шкловского. В главных ролях — Вера Марецкая и Владимир Фогель. Действие картины происходит в разгар нэпа. Дом на Трубной потрясает известие о том, что домработница Параня избрана депутатом Моссовета от профсоюза горничных…

Алексей Таманцев, “Известия”

rss