Адвокат Федур: ситуация вокруг Абдулладжанова похожа на провокацию

Адвокат считает, что выдача оппозиционера возможна только с нарушениями международных обязательств Украины

Бывший премьер-министр Таджикистана, оппозиционер Абдумалик Абдулладжанова находиться в Лукьяновском СИЗО Киева, где будет ожидать решения государственных органов Украины относительно его дальнейшей судьбы. Бориспольский суд Киевской области принял решение о его временном аресте на 40 суток, до 17 марта.

Оппозиционного политика в Таджикистане обвиняют в посягательстве на государственный строй, а также ряде других преступлений. Украинская милиция задержала его 6 февраля в аэропорту "Борисполь" по просьбе прокуратуры Таджикистана, когда он прилетел из США.

Адвокат Абдумалика Абдулладжанова Андрей Федур в интервью ВВС Украина сказал, что обстоятельства задержания его подзащитного дают ему основания говорить о "заранее спланированную провокацию". Защитник также рассказал о своем видении правового решения ситуации, в которой оказался таджикский оппозиционер.

Андрей Федур: Прежде всего, я считаю, что решение Бориспольского суда о временном аресте Абдумалика Абдулладжанова есть несколько поспешным и даже сомнительным. Думаю, суд просто решил перестраховаться. Хотя также следует учитывать и особенности украинского законодательства в вопросе временного ареста лиц, находящихся в розыске. У суда, по закону, есть возможность только удовлетворить требование прокуратуры или отклонить ее. Других мер не существует.

За эти 40 суток, пока действует временный арест, Таджикистан должен направить официальный запрос в компетентные органы Украины об экстрадиции Абдулладжанова. На сегодня ни мне, ни моему доверителю не известно о том, что такие официальные документы поступили. Поэтому думаю, что их нет, иначе бы нам об этом сообщили.

Согласно Уголовному процессуальному кодексу Украины, дело о выдаче лица, находящегося в розыске, рассматривает суд. После этого Генеральная прокуратура должна осуществить проверку этого решения и после этого принять окончательное решение об экстрадиции.

Я очень надеюсь, что Украина не примет такого решения, поскольку оно было бы противозаконным и противоречащим международным обязательствам Украины. Я могу это утверждать на основании анализа законодательства не только Украины, но и Таджикистана.

ВВС Украина: Можете ли вы подтвердить, что Абдумалик Абдулладжанова имеет статус политического беженца в США? Потому что если это так, то Украина, согласно международным конвенциям, не имеет права выдавать такое лицо.

Андрей Федур: Поэтому я и говорю, что надеюсь, что решение об экстрадиции не будет. Да, мой доверитель является политическим беженцем из Таджикистана, он проживает в США и именно там получил статус политического беженца.

Украина, как, кстати, и Таджикистан ратифицировали Конвенцию ООН по защите прав беженцев, в которой четко указывается, что лицо, имеющее устав политического беженца, не может быть выдана стране, с которой она, собственно, и является беженцем. Она также не может быть выдана другой стране, может передать это лицо туда, где ее преследуют.

Более того, я считаю, что сегодня таджикская сторона не может направить в Украину документы по экстрадиции Абдумалика Абдулладжанова. Потому Таджикистан также ратифицировал эту конвенцию ООН, и там хорошо знают, что он является политическим беженцем.

Поэтому если бы все действовали в соответствии с международными соглашениями, то в Украине такой запрос не поступил бы.

Я также считаю, что к таджикского оппозиционера не может применяться Минская конвенция 1993 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", на которую, не исключено, ссылаться таджикская прокуратура. Поскольку она касается только лиц, имеющих гражданство той или иной страны.

Абдумалик Абдулладжанова не проживает в Таджикистане уже более 16 лет. В соответствии с конституционным законом этой страны, лицо теряет гражданство, если более пяти лет не проживал в Таджикистане и не становилась на консульский учет за рубежом.

Поэтому я не знаю, как таджикская сторона сможет обойти свои собственные законы, если все же обратится к Украине.

ВВС Украина: Известно ли вам, зачем Абдумалик Абдулладжанова решил посетить Украину? Его друг, таджикский оппозиционный журналист щелкнуть утверждал , Что его предупреждали о возможной опасности, но он уверял, что едет по приглашению людей, которым доверяет.

Андрей Федур: Он прилетел в Киев по туристической визе, которую ему выдало консульство Украины в Нью-Йорке. Цель поездки была частная, он летел по своим делам на несколько дней.

Я не могу говорить, что это были за дела, мне достаточно как адвокату знать, что это были частные дела. И его действительно должны были встретить. Но оказалось, что его встречали здесь совсем не те, кто должен был встретить. У меня есть подозрения, что это все похоже на провокацию.

Об этом, кстати, говорит и сам Абдумалик Абдулладжанова. Похоже, что была какая-то подготовлена ​​спецоперация, которая выглядит как провокация относительно политического беженца, который имеет право на постоянное проживание в США и который уже прошел все необходимые процедуры для получения гражданства в этой стране.

Решение о гражданстве США должно было быть принято в течение ближайших нескольких недель может месяца.

Когда он прибыл в Украину, он не был задержан на таможенном или пограничном контроле, как это всегда происходит, когда речь идет о человеке, который находится в международном розыске.

Его уже ждали с кортежем у трапа самолета. То есть, он даже не дошел с самолета в здание аэропорта. Это выглядело как некий боевик. Далее он был доставлен в линейный отдел милиции, после чего вечером оформили протокол о его задержании.

ВВС Украина: Если человек имеет статус политического беженца в США, то ли она просить политического убежища в другой стране также, в частности, в Украине?

Андрей Федур: Она, конечно, такое право имеет, но если она уже имеет убежище в другой стране, то на этом основании ей будет отказано в такой просьбе.

ВВС Украина: вы имеете право встречаться с Абдумалик Абдулладжанова?

Андрей Федур: Да, как адвокат я имею право на встречи без ограничений.

С Андреем Федуром разговаривала Светлана Дорош.