Home News

Появление Самарского музея Алексея Толстого

02.11.2017

видео Появление Самарского музея Алексея Толстого

☙◈❧ Перекрестье ☙◈❧ Анастасия Новых

Первые восемнадцать лет жизни Алексея Толстого тесно связаны с Самарой. Здесь началось его раннее увлечение литературой и театром, пробудился писательский талант. Не говоря уже о том, что впечатления и воспоминания тех лет широко вошли в некоторые его произведения так называемого заволжского цикла, почти полностью составили повесть “Детство Никиты”, ярко проявились на страницах трилогии “Хождение по мукам” и даже романа “Петр I”.


Генадий Айги. Несколько стихотворений

Жил Алексей Толстой на втором этаже деревянного дома № 155 с 1899 по 1901 год, когда учился в Самарском реальном училище.

Из этого дома он уехал в Петербургский технологический институт и до 1906 года, до кончины матери, писательницы Александры Леонтьевны Востром, регулярно приезжал на каникулы и праздники. Потом несколько раз навещал отчима — общественного деятеля Самары Алексея Аполлоновича Бострома, который живо интересовался искусством, что, как и внимание матери к первым литературным пробам сына, несомненно, оказало влияние на формирование художественных наклонностей будущего всемирно известного писателя. Последний раз Алексей Толстой побывал на Саратовской у отчима в 1913 году. После чего надолго, а временами ему казалось — и навсегда, расстался с Самарой.. В январе 1983 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Алексея Николаевича Толстого, в доме № 155 открылся мемориальный музей Алексея Толстого. У Алексея Николаевича Толстого двое сыновей: Никита Алексеевич и Дмитрий Алексеевич Толстые.

Минуя газетные информации и заметки, сообщавшие в пятидесятых годах о сенсационном обнаружении в Куйбышеве архива А. Н. Толстого, обратимся к самой первой журнальной публикации на эту тему. То был очерк корреспондента “Литературной газеты” но Средней Волге Ю. Оклянского “По следам одного архива”, напечатанный в 24-й книжке альманаха “Волга” за 1961 год. В его начальной главе “Ящик с письмами” автор описывал встречу с восьмидесятилетним Я. С. Гуревичем: “Шла весна 1915 года… Гуревич, тогда военный врач, был переведен в Самарский гарнизон и с женой стал на квартиру в доме Алексея Аполлоновича Бострома… Гуревичи прожили у Бострома всего восемь месяцев. Потом съехали на другую квартиру. Вскоре начались революционные события… Из дальнейшего рассказа Гуревича получалось, что, умирая, Бостром все свое нехитрое имущество оставил приемной дочери Шуре (Первяковой. — В. М.). Был там и большой ящик с бумагами, старыми письмами, фотографиями. Александра, в свою очередь, уезжая из Самары, по старой памяти занесла и оставила на время этот ящик у Гуревичей. И все про него забыли.