Home News

Талиесин

24.08.2018

видео Талиесин

16 Узел Талиесина

«Талиесин» — самый длительный проект в архитектурной практике Райта, объект как удовлетворения его амбиций, так и великих утрат. Он добавлял новые постройки в своих поместьях почти каждые десять лет со времени постройки первого дома в 1911 году.



 

Однажды Райт признался, что ничто на свете так не похоже на колыбель, нежные, почти любовные объятия, как холмы на севере-западе Висконсина. Долина, в которой вырос дом, соединивший черты «стиля прерий» и виллы Медичи, когда-то, до гражданской войны, принадлежала семье его матери, иммигрантам из Уэллса (название Талиесин долина получила по имени друида, придворного барда VI века, древнейшего валлийского поэта, чьи строки дошли до современности). Дед и дядя были пасторами, тетушки Джейн и Нелл основали в 1887 году здесь школу совместного обучения, педагогическим принципом которой стало обучение в процессе работы («Learning by Doing»; именно этот принцип положил в свою педагогическую систему и их племянник). Здесь проповедник и музыкант Уильям Кэри Райт, будущий отец великого архитектора, встретил и полюбил юную учительницу Анну. Сюда ежегодно мать отправляла сына на каникулы. Идеи праведного служения, благородного труда во благо общества словно витали для Райта над этим прекрасным простором.

Taliesin

«Талиесин» по-валлийски означает «светящийся пик» (другой возможный перевод — «сияющее чело»). Если учесть, что дом был выстроен, как и вилла Медичи во Фьезоле (Райт посетил ее во время своего визита в Италию), на холме, заросшем деревьями, то, вероятно, каждый раз, произнося название своего убежища, хозяин ощущал его высокое предназначение. «Талиесин» был убежищем в буквальном смысле, ибо из-за скандального адюльтера Райту и Маме (домашнее имя Марты Бортвик-Чени) пришлось отстраниться от светской жизни.

"Москва в твоей тарелке": "Талиесин"

Райт строил свой дом чуть на склоне, именно на «челе», а не на «пике», а потому создавалось впечатление, что сооружение является частью холма (по словам архитектора, «...не в земле, а из земли»). Этому способствовал и выбор материала для строительства — местного известняка, из которого возводились дымоходы и опоры жилого дома, офиса, хозяйственных служб, им мостились террасы и дворы. С берегов реки Висконсин, давшей наименование штату, был взят песок для штукатурки. Постройка явилась еще одним воплощением идеи органичного сосуществования человека и природы. 

 

Горизонтали оконного застекления рифмовались с рядами стелющихся крыш и подчеркнутых деревянными настилами (перилами) ограждений между этажами. Интерьер Райт украсил своей коллекцией китайского фарфора, скульптуры и расписных японских ширм эпохи Момояма (конец XVI — начало XVII века). Из гостиной открывался широкий панорамный вид на окрестности. Жизнь здесь шла как в замке, устраивались музыкальные концерты перед очагом, трапезный стол освещался свечами, у ног хозяина обязательно возлежал колли.

В дальнейшем, воплотив свой идеал архитектуры и обустройства частного жилища, Райт, если был заинтересован заказом, именно сюда приглашал на переговоры клиента.

«Талиесин» горел дважды — и каждый раз Райт, возводя его снова, сохранял первоначальную структуру. Первый раз пожар случился 15 августа 1914 года в отсутствие хозяина. Следствие выяснило, что служанка в приступе безумия убила Марту и ее двоих детей, и, облив дом газолином, подожгла его. Трагедия унесла семь жизней. От дома сохранился лишь каменный камин. Райт, несмотря на потрясшее его горе, немедленно приступил к воссозданию своего жилища в конце 1915 года, завершив «Талиесин II» (и таким образом, дом 1911 года также получил номер — «Талиесин I»). К основной постройке было прибавлено гостевое крыло.

В 1925 году пожар, вспыхнувший уже из-за неполадок с проводкой, вновь уничтожил его труды. Непокоренный стихией Райт вновь принялся за возрождение своего дома. В цемент для кладки новой постройки «Талиесина III» он замешал осколки скульптуры эпохи Тан и фарфора Мин, пострадавших при пожарах. Здесь вместе с ним начали работать стипендиаты «Талиесина». Его школа, официально оформленная в 1932 году (сейчас она именуется The Frank Lloyd Wright School of Architecture — Архитектурная школа Фрэнка Ллойда Райта), в обиходе называемая талиесинским товариществом, привлекала сюда многих молодых людей из разных стран, желающих приобщиться к секретам архитектурного мастерства. Однако райтовская «учеба в процессе работы» предполагала, что молодые люди сами добывали известняк, жгли известь, просеивали песок, рубили деревья и делали из них плахи для дома, трудились в производственных мастерских. Такие, казалось бы, далекие от зодчества занятия, кроме архитектурных заданий, воспитали из них не только, вооруженных теоретическими знаниями, но и замечательных, способных немедленно включаться в процессы строительства специалистов. И Райт привлекал своих выпускников к работе над комплексом для фирмы «Джонсон», дома «Водопад» и других. И первый проект Музея Соломона Гуггенхайма продумывался совместно с учениками уже в другой резиденции. А в 1940 году модели, созданные стипендиатами Райта и выставленные в Музее современного искусства Нью-Йорка, поражали посетителей. В это время рождался еще один архитектурный очаг Райта.

Еще в 1927 году мастер побывал в Аризоне и после постоянно стремился в эту пустынную местность. Приступив в 1937 году к строительству в Фениксе новой мастерской и жилья, Райт учел и дешевизну пребывания здесь. Изначально этот своего рода лагерь (в работе с энтузиазмом принимали участие его ученики) получил наименование «Окотилло», но уже вскоре после завершения строительства в 1938 году его стали называть «Талиесин-Вест». Постепенно застраиваемая территория (сегодня это 202,35 га) включала помещения производственных и проектных мастерских (они были размещены в треугольнике по центральной оси между зоной входа и зоной отдыха), офисов, классов, учебных кабинетов, библиотеку, двух театров, кинозала, лектория, столовой, комнат, выставочных пространств, редакционные студии и небольшие апартаменты для проживания. Комнаты выходят на озелененные террасы. В крышах использованы брусья из древесины секвойи. Между некоторыми из них покрытие делалось из парусины, создавая атмосферу палаточного лагеря.

Можно согласиться с теми, кто замечал, что Райт и Олгиванна создали здесь подлинный оазис в пустыне: по сравнению со снежным Висконсином Аризона, действительно, была контрастно солнечна и засушлива. Если Олгиванне нравилась перемена климата («как другая планета», по ее словам) и она с увлечением занялась посадкой растений, способных выживать в этих экстремальных условиях, то Райт любовался безграничностью просторов, «идеализацией пространства» (по его словам).

Молодые подмастерья превращались в зрелых мастеров, заводили семьи, кто-то оставался здесь и работал в бюро Райта, кто-то уходил в другие фирмы на высокие позиции, кто-то основывал свои. Оставшиеся учили новые поколения студентов. Участники талиесинского товарищества (и продолжающие прибывать в летние школы «Талиесин III» и сотрудники «Талиесин-Вест») под руководством Райта были включены в работы над более чем сотней заказных домов, башней Прайса, Музеем Соломона Гуггенхайма, колледжа в Университете Южной Флориды и многих других, в числе которых был и расширяющийся «Талиесин-Вест».

Сегодня здесь, в «Талиесине III», хранится самая большая в мире коллекция мебели, созданная по эскизам Райта.

В «Талиесин» приезжали знаменитые гости со всего мира, представители политической, деловой и художественной элиты. Здесь музицировали, танцевали, устраивали театральные представления. Таким образом, «Талиесин» был воистину одним из самых привлекательных культурных центов США .

Здесь и поныне существует архитектурная школа, которая под руководством Фонда Фрэнка Ллойда Райта готовит учащихся к степени магистра архитектуры (Master of Architecture — M.Arch). Фонд, которому Райт передал все права на свою материальную и интеллектуальную собственность, был создан в 1940 году (Frank Lloyd Wright Foundation). Его председателем до самой своей кончины в 1985 году являлась Олгиванна Ллойд Райт. 

rss